Фрагмент для ознакомления
2
Форма управления - элемент государственного устройства, характеризующий внутреннюю структуру государства, характер его политической и территориальной функции, определяющий определенные отношения между органами государства в целом и органами его составных частей.
Эта концепция используется для определения соотношения сил в центре и на местах.
Форма управления:
- унитарное (простое унитарное государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не имеют признаков государственного суверенитета; имеет единую систему высших органов и единую законодательную систему, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии). Унитарные государства могут быть централизованными - Швеция, Дания и т.д. и децентрализованными - Испания, Франция и другие, где крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают поставленные перед ними центральными властями задачи ;
- федеративное (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и в той или иной степени обладают государственным суверенитетом и другими признаками государственности). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральными законами действуют высшие органы и законы субъектов Федерации, например Германии, Индии, Мексики, Канады, и федерации могут быть построены по территориальному (США) или национально-территориальному принципу (Россия).
Ассоциации строятся на основе закрепленного в Конституции Союза распределения функций между их субъектами и центром, которое может быть изменено только с согласия субъектов Федерации. При этом одна часть полномочий относится к исключительной компетенции органов Союза, другая - к субъектам Федерации, третья - к совместной компетенции Союза и его членов;
3) конфедерация (временное объединение государств, образованное для достижения политических, военных и экономических целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, поскольку у нее нет центрального государственного аппарата, общего для объединенных образований, и единой правовой системы. Внутри Конфедерации могут быть созданы союзные органы, но только для решения проблем, для решения которых они объединились, и только для координации.
Конфедерация является хрупким правительственным образованием и существует относительно долго; она либо распадается (как это произошло с Сенегалом в 1982-1989 годах - объединение Сенегала и Гамбии), либо превращается в федеративное государство (как это произошло, например, со Швейцарией, которая из Швейцарского союза (1815-1848 гг.) .
Возникла новая форма ассоциированного государственного объединения, получившая название Содружества Государств. Примером может служить СНГ (Содружество Независимых Государств). Это еще более аморфно и неопределенно, чем конфедерация.
Помимо этих форм правления, в республике существовали и некоторые другие специфические формы правления - империи, протектораты и так далее. Итак, империи - это государственные образования, особенностями которых являются большая территориальная база, сильная централизованная власть, асимметричные отношения между центром и периферией, а также неоднородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, русская) существовали в разные исторические эпохи.
Протекторат - это формальная опека слабого государства над сильным, которая обычно приводит к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Таким образом, Великобритания оккупировала Египет в 1882 году и установила над ним протекторат в 1914 году.
1.2 Понятие Управления образования
Управление - это целенаправленное воздействие на команды или отдельных лиц с целью обеспечения согласованности их действий для достижения намеченных результатов их деятельности.
Управление образованием продолжает оставаться развивающейся областью педагогической науки, поскольку само образование определяется направлением и динамикой развития общества. В книге под редакцией П.И. Третьякова "Регион: управление образованием через результаты. Теория и практика" представлен подробный анализ существующих теоретических и методологических подходов к управлению в системе образования.
Автор понимает менеджмент как целенаправленную деятельность субъектов управления различных уровней, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы и перевод ее на новый, качественно более высокий уровень для реального достижения целей с использованием необходимых оптимальных педагогических условий, методов, средств и воздействий .
Проанализировав материалы словарных статей и работы ученых и педагогов по теме управления образовательной организацией, мы пришли к следующим выводам:
1. Управление - это сознательная, целенаправленная деятельность человека, посредством которой он организует и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общество, объекты живой и неживой природы, технологии.
2. Процесс управления в области гуманитарных наук подчиняется законам социального развития, соответствует его ценностным основам и определяется ситуационно-аксиологическими позициями и синергетическими аспектами застойного развития.
3. Что касается образовательных организаций, то наиболее актуальным является рассмотрение управления с точки зрения предметно-ориентированного взаимодействия.
4. Под руководством образовательной организации можно понимать совокупность взаимосвязанных, скоординированных действий, направленных на достижение значимой для образовательной организации цели, включая управленческие функции, использование эффективных методов управления, внедрение принципов управления и т.д.
В связи с модернизацией российского образования в последнее время постоянно появляются новые концепции в области управления образовательными организациями. С внедрением третьего поколения ФСКН, направленных на решение стратегической задачи повышения уровня образования и подготовки специалистов нового тысячелетия в России, произошли качественно новые изменения в требованиях к результатам обучения. Теоретическая разработка проблемы управления образовательной организацией представлена научными работами отечественных и зарубежных авторов в области современного управления образовательной организацией (П.И. Третьяков, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.М. Давыденко, Т.Н. Шамова и др.). В этих работах рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией системы управления образованием и организации образования .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консультант Плюс;
2. Положения «О департаменте образования администрации муниципального образования город Краснодар» от 19.08.2010 № 81 / Официальный интернет-портал администрации МО город Краснодар и городской думы Краснодара. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.krd.ru/departament-obrazovaniya/odepartamente/polojenie-d/ (Дата обращения 01.10.2024).
3. Бреславцева, Н.А. Бюджетный учет в сфере образования. Учебно-практическое пособие / Н.А. Бреславцева. - М.: Феникс, 2018. - 164 c.
4. Административное право: теория и современность. Сборник научных трудов, посвященных 100-летию со дня рождения/сост. С.С. Студеникина. - М.: Изд-во Проспект, 2006. - 390 с.
5. Александрова О.А. Образование: доступность или качество - последствия выбора//Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 83-93.
6. Аспекты правовых основ организации и деятельности органов общественного управления образованием в РФ/сост.Л.А. Горкина. Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. - М.: Юрист, 2011. - 1200 с.
7. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учеб. - М.: "Юристъ", 2001, 488 с.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации - М.: НОРМА ИНФРА-М, 2001, 800 с.
9. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2014. – 340;
10. Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Курс лекций - Н. Новгород, 2003. С. 249.
11. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 с.
12. Блэйк, Р.Р., Мутон, Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 356 с.
13. Большаков М.С., Васильев Ф.П. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием//Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С. 20-22.
14. Бондаренко А.К. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о реализации приоритетного национального проекта «образование»//Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 2. - С. 82-83.
15. Бондаренко А.К. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в связи с реализацией приоритетного национального проекта «образование»: цели, задачи, объекты//Закон и право. - 2009. - № 2. - С. 64-65.
16. Братановская М.С. Общественная система управления образованием: правовые основы организации и деятельности //Вестник Саратовской государственной академии права. - 2010. - № 3 (73). - С. 60-63.
17. Бурлакова И.И. Управление качеством образования как объект правового регулирования// Право и образование. - 2010. - № 2. - С. 18-23.
18. Воронов А.А, Никифоров С.В. Роль прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на образование на этапе современного реформирования // Современное право. - 2010. - № 12. - С. 36-38.
19. Государственное право Российской Федерации: Учеб. / под ред. О.Е. Кутафина - М.: Юридическая литература, 2001, 428 с.
20. Гребнев Л.С., Кузнецов М.Н., Понкин И.В. О новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373//Нравственные императивы в праве. - 2010. - № 2 (8). - С. 22-43.
21. Гуревич П.С. Личностный аспект образования //Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2 - С. 98-102.
22. Давыдова М.Л. О юридической силе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции // Журнал российского права. 2003. №10. С. 75-84.
23. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования //Право и образование. - 2009. - № 3. - С. 76-82.
24. Евдокимова В.В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. - 2008. - № 8. - С. 32-39.
25. Евдокимова В.В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты //Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 28-31.
26. Емелин А.С. История государства и права России. Изд-во "Щит и меч", 2001. - 229 с.
27. Епифанов, В. А. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие / В.А. Епифанов, А.А. Паньковский. - Москва: Наука, 2020. - 195 c.
28. Звенигородская Н.Ф. Управление объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами) в сфере образования//Право и образование. - 2005. - № 2. - С. 83-88.
29. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. №2. С. 101-103.
30. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ. 2005, 485 с.
31. Кожевников О.А.Проблемы несовершенства правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере образования//Право и образование. - 2007. - № 10. - С. 4-10.
32. Козлов Ю.М. Административное право. - М.: Юристъ, 2004. - 516 с.
33. Колдин В.Я. Перспективы развития законодательства// Вестник Московского Университета серия "Право" №6 2006, С. 3-17.
34. Кормухина А.В. Извлечения из материалов совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2008 г. // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 18-20.
35. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 365 с.
36. Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в сфере высшего профессионального образования: необходимость совершенствования //Российский юридический журнал. - 2001. - № 4. - С. 105-107.
37. Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учеб. - М.: Изд-во ОРАГС. 2005, 684 с.
38. Малахов В.П. Основы философии права: учеб. пособие. - М.: Академический проект. 2005, 374 с.
39. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Моск. университет, 2004. С. 511.
40. Морозова Л.А. Основы государства и права - М.: Юристъ, 2000, 360 с.
41. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России / Р.Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 606 c.
42. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Право и политика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 196 с.
43. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристь, 2000. - 468 с.
44. Омельченко, Н. А. История государственного управления в России: моногр. / Н.А. Омельченко. - М.: Проспект, 2021. - 464 c.
45. Основы государства и права: учеб. пособие / под ред. акад. О.Е. Кутафина - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000, 467 с.
46. Писарькова, Л. Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века / Л.Ф. Писарькова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2020. - 744 c.
47. Понятие категории в виде дефиниций «управление образованием», «государственное управление образованием»: проблемы соотношения в науке административного права. Проблемы науки конституционного и административного права/сост. В.В. Евдокимова. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2007. - 420 с.
48. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений / М.М. Поташник. – М.: Легион, 2016. – 344 с.
49. Правовые, организационные и управленческие проблемы совершенствования общественных отношений в Российской Федерации: сборник научных трудов/сост. А.П. Лончаков. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 340 с.
50. Приоритетные направления развития юридического образования в условиях модернизации страны: Сборник научных статей/сост. Н.Н.Ковалева.- Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. - 420 с.
51. Пронкин Государственное управление зарубежных стран / Пронкин, С.В. и. - М.: Книжный дом Университет; Издание 3-е, перераб. и доп., 2018. - 496 c.
52. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 384 c.
53. Российская юридическая энциклопедия - М.: ИНФРА-М, 1999. - 1110с.
54. Ротлисбергер Ф. Вклад в поведенческие науки. Общая теория управления. – Нью-Йорк; Сан-Франциско; Торонто; Лондон; Книга Макгроу-Хилл, 1994. – 533 с.
55. Сарафанов, В.И. Информатизация системы государственного управления России / В.И. Сарафанов. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2019. - 426 c.
56. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) / Под редакцией Зотова В.Б. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
57. Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности Прокуратуры РФ: Сборник статей/сост. Т.В. Ашиткова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2010. - 344 с.
58. Теория государства и права: учеб. для вузов / ответ. ред. дюн проф. В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2005. - 496 с.
59. Теория права и государства / под ред. проф. Г.Н. Манова: учебник для вузов. - М.: БЕК, 2002. - 336 с.
60. Третьяков П.И. Практика управления современной школой / П.И.Третьяков. – М.: Новая школа, 2005. – 322 с.
61. Феклин, С. И. Вопросы учредительства и разграничения полномочий в сфере образования / С.И. Феклин, Н.М. Ладнушкина. - М.: Арсенал образования, 2021. - 176 c.
62. Феклин, С. И. Контроль и надзор в сфере образования / С.И. Феклин. - М.: Арсенал образования, 2018. - 128 c.
63. Цирюльников, Анатолий Инновационные комплексы в сфере образования. Рекомендации по созданию и управлению / Анатолий Цирюльников , Андрей Русаков , Михаил Эпштейн. - М.: Издатель А. М. Кушнир, Агентство образовательного сотрудничества, 2021. - 224 c.
64. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 368.
65. Яценко В.Н. Закон и подзаконный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2003. №2. С. 89-96.